История стартапа
January 11, 2022

Цифровая примерочная за 500 рублей: как Texel монетизирует 3D-сканер

Сергей Климентьев, Максим Федюков и Андрей Посконин: экономист, ученый-математик и программист. В 2013 году они собрали уникальный 3D-сканер, который за 30 секунд создает виртуальный аватар человека. 

Прошло 8 лет. Сканеры и ПО, на котором они работают, продаются в 28 странах. Их используют в семи отраслях экономики. Общие инвестиции в проект — $2,5 млн. 

Но когда удалось получить первое трехмерное изображение, изобретатели зачесали затылки, не зная, как монетизировать всю эту историю.

Все началось на кухне

Сергей Климентьев работал в банке и плотно касался сферы IT-технологий. Поэтому знал, что направление виртуальной реальности почти не заполнено, но интерес к нему есть. Самое время изобрести что-то в этом направлении и построить большой бизнес. 

Он заметил, что веб-дизайнеры подолгу рисуют 3D-объекты вручную. Так он решил, что миру нужен сканер, который автоматизирует этот процесс. Сканировать человека он решил, потому что никто этого еще в то время не делал. Турбины самолетов сканировали, а людей — нет.

Принцип работы сканера Сергей понимал: прибор должен «обходить» человека вокруг, фиксировать все его параметры и передавать на компьютер. На основе данных программа должна «рисовать» мини-копию модели. 

Он купил простой ручной сканер на Авито и по вечерам экспериментировал у себя дома. Моделью была его жена. Она вставала на «диск здоровья», замирала и медленно раскручивалась в одну сторону. Сергей в это время перемещал сканер с ее головы до ног. Такие сеансы длились по 40 минут. Замеры Сергей вручную заносил в специальное ПО. Но создать идеальную картинку не получалось. 

Подобных технологий в мире не было. Негде было подсмотреть, как сделать программу для создания реалистичного 3D-аватара по данным сканера. Тогда он стал искать научные работы, чтобы изучить хотя бы теорию. И нашел. 

Это была диссертация Максима Федюкова. Он исследовал тему трехмерной модели человека. Сергей связался с ним, и они начали работать вместе. Перепробовали все ПО, которое было на рынке. Но их ничего не устроило. Так они поняли, что надо писать собственное.

Максим позвал в команду программиста Андрея Посконина, своего бывшего ученика в МГУ. Втроем они начали писать программу, строить свой сканер, подбирать сенсоры. Полтора года эксперименты проходили на кухне у Климентьева. Там были провода, воняющий пластиком 3D-принтер, двухметровый прототип будущего сканера из деревянных реек и люминесцентных ламп.

Первые продажи

К 2014 году удалось написать идеальную программу и построить крепкий и качественный 3D-сканер. Его назвали Texel Portal. Он за минуту выдавал настолько четкую копию человека, что на ней можно было рассмотреть инкрустацию браслета на руке. 

При запуске стартапа основатели привлекли $400 000 инвестиций от проекта «Этномир». Кроме них, в разработку они вложили еще свои 800 000 рублей. 

Чтобы найти клиентов, они сняли рекламу и запустили ролик на YouTube. Сканирование балерины и массивного шкафа заинтересовало некоторые компании. Поэтому заказы появились почти сразу.

Сканер выглядит как металлическая рамка с сенсорами, которая вращается вокруг неподвижной платформы. Высота рамки — больше 2 метров

Следующие два года продажи шли по двум направлениям. Зарубежные компании покупали сканеры и лицензию на софт за $25 000. Рентабельность с каждой продажи составляла 60%. 

В России в основном были штучные заказы на фигурки людей. Чаще всего для свадебных тортов: сканировали жениха и невесту, распечатывали их маленькие копии на 3D-принтере и ставили на торт.

Пробить потолок

Вроде бы и заказы шли стабильно, и выручка была неплохая. Но…

- Настал переломный момент — мы понимали, что либо и дальше делаем малый бизнес, который через три года станет средним, либо развиваем какую-то более интересную венчурную историю,

 - вспоминает Сергей Климентьев в одном интервью.

Выбрали второе и стали искать инвесторов. А вместе с тем и новые сферы, где можно использовать сканер. 

Двухметровая конструкция никак не вписывалась в тренд на уменьшение гаджетов. Поэтому десятки российских компаний не видели перспектив проекта и отказывали. У ребят опускались руки. Оставалась последняя надежда на международные конкурсы стартапов.

Пробили и «улетели в Космос»

На конкурсе Seedstars отбирают по одному проекту от страны. Неожиданно от России выбрали именно Texel. На международном этапе в Швейцарии основатели получили советы от менторов: уменьшать «железную» часть и развивать софт. 

Так вскоре вместо огромной рамы появился дрон со встроенным сканером, который облетает человека и передает на компьютер замеры. Это уже гораздо больше интересовало инвесторов. 

В то же время 3D-фигурки продавались все активнее, а покупатели становились все серьезнее. А такие, как Visa, MasterCard, Mercedes Benz, Fanta, Marvel, Правительство Москвы арендовали сканер на свои мероприятия, брендировали его и сканировали посетителей. Затем они смотрели, как их аватары используют продукт компании в виртуальном мире. На всем этом за 2016 год выручка стартапа дошла до 18 млн рублей. 

Но задача стояла «улететь в Космос», сделать революцию в какой-нибудь отрасли. Основатели долго перебирали варианты и остановились на производстве одежды. Дело в том, что онлайн-магазины теряют деньги на возвратах вещей, так как покупатели промахиваются с размерами. 

В 2017 году сканер поставили в одном из торговых центров Москвы прямо в холле. Его впервые «вывели в свет», чтобы протестировать на публике и проверить, будет ли успех. 

Люди проходили через рамку и за минуту получали свой 3D-аватар вместе со списком образов от всех брендов, которые работали в ТЦ. Программа выдавала только те фасоны, цвета и размеры одежды, которые были в наличии. Климентьев вспоминает итог:

- У нас была сумасшедшая конверсия: из 20 000 отсканированных людей одежду по нашим рекомендациям в течение двух часов купили 10 000 человек.

Через полгода Texel получил 51,7 млн рублей инвестиций от российского Фонда развития интернет-инициатив. А затем — еще более крупные суммы от зарубежных брендов одежды. Один из них, британский Marks & Spencer, чуть позже купил 2% Texel. 

Изобретатели сканера не успевали отойти от шока — они даже представить не могли, что зарубежный, и довольно крупный, бизнес настолько поверит в их технологию.

Что сейчас  

Общая доля инвестиций в Texel оценивается в $2,5 млн. Их софтом и оборудованием пользуются в 28 странах мира. Одна из самых крупных сделок — контракт с ОАЭ на поставку оборудования на сумму $1 млн. 

Но проект вырос не только в весе от инвестиций. Он разросся вширь. Сейчас 3D-сканер используют в нескольких отраслях экономики. И кое-где он сделал революцию, к которой стремились изобретатели. 

1. Индустрия моды. На сайте онлайн-магазина покупатель загружает со смартфона два фото, в профиль и анфас. Искусственный интеллект по ним создает трехмерный аватар. Затем задает вопросы о предпочитаемых стилях, цветах.

Все данные анализирует и выдает список вещей нужного размера от тех или иных брендов. Их можно примерять на аватар и покупать то, что понравится. Сходство с реальной посадкой вещи на человека почти 100%. 

Для покупателей создание аватара бесплатно. А магазины отчисляют Texel по 500 рублей за каждого нового клиента. 3D-копия человека хранится в его личном кабинете, и ее можно активировать сколько угодно. За каждое повторное использование магазин платит еще по 30 рублей. 

2. Пошив спецодежды. На российских предприятиях это актуальный вопрос. На складах обычно трудно найти спецовку, в которой удобно. А очень худым или очень полным людям приходится выдумывать невероятные приемы, чтобы носить то, что есть. С помощью сканера компания собирает реальные размеры сотрудников и шьет удобные спецовки.

3. Реклама. Некоторые производители делают рекламные ролики, в которые пользователи могут загружать свои аватары и становиться героями рекламы.

4. Наука и образование. В Texel разработали отдельный софт для обучения модельеров. В виртуальной среде можно создать 3D-копию модели, разработать индивидуальные лекала, спроектировать, сшить одежду и даже испытать свойства ткани во время носки. 

5. Современное искусство. В некоторых музеях, где экскурсии построены в формате виртуальной реальности, посетителей сканируют и загружают их аватар в программу. Таким образом происходит двойное погружение в другой мир. И, естественно, дарит бурю эмоций.

6. Фитнес. Не все сканеры Texel двухметровой высоты. Есть и портативные, размером с USB-колонку. С их помощью можно самостоятельно следить за изменением своего тела при похудении или наборе массы.

7. Медицина. Отдельные виды сканеров и ПО разработаны для стоматологов (при проблемах с прикусом, при операциях) и травматологов (фиксируют этапы восстановления при переломах и других видимых травмах).

Примерно так выглядит виртуальная примерка одежды. На аватаре вещи сидят очень даже реалистично

Где и как можно использовать 3D, написано в последнем абзаце. Но наверняка это не все. 

По аналогии с обучением шитью можно учиться готовить: загрузить аватар ученика, предусмотреть в программе физические свойства продуктов, время их приготовления, как они меняются при тушении/жарке и т.д. Пусть в виртуальной кухне еда также разваривается или пригорает, чтобы можно было полностью погрузиться в процесс. Если вы преподаете кулинарные курсы - ловите идею. 

Лекции в автошколе станут интереснее, а материал - усваиваться лучше, если у студентов будут 3D-копии. Добавьте геймификацию: пусть они все «выезжают» в виртуальный город и отрабатывают пройденный материал (соблюдение знаков, разъезды с трамваем, проезд по перекресткам и т.д.) Начисляйте баллы за задания. А для чего - придумайте сами. 

Судя по тому, как растет Texel, 3D-технологии привлекают покупателей. А значит, за ними будущее. Все материальное постепенно перетекает в виртуальное пространство. Чтобы развивать бизнес, нельзя упускать эту тенденцию. И если есть хотя бы маленький шанс увеличить продажи за счет виртуалки, то действуйте.